Понедельник, 01.07.2024, 20:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа
Категории раздела
Из опыта работы [5]
Статьи, консультации, методические разработки и другие виды работ педагогического коллектива и специалистов МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 10" города Кировска Мурманской области.
Организация методической работы в детском саду [1]
Нормативно-правовые документы, методические рекомендации и требования регламентирующие и определяющие работу методического кабинета ДОУ и старшего воспитателя
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Из опыта работы

    Роль утренней гимнастики в укреплении здоровья детей с нарушением зрения и другими ОВЗ

    Роль утренней гимнастики в укреплении здоровья детей с нарушением зрения и другими ОВЗ

     

     

    Инструктор по физической культуре

    Бритвина Светлана Валерьевна

    МБДОУ № 10  г. Кировск

     

     

    Тема,   над которой я работаю не первый год – это «Профилактика и укрепление здоровья  детей  с нарушением зрения и другими  ограниченными возможностями здоровья  средствами физической культуры».   Утренняя гимнастика является одним из таких средств – это и закалка, и бодрость, и оздоровление детского организма.  Проводя утреннюю гимнастику, я руководствуюсь следующим изречением «От полезных движений – к красивому телу, мыслям, эмоциям и здоровью».

     

    Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья; умственного, нравственного и физического развития; формируется  личность ребенка. В этот период ребенок  интенсивно растет, движения становятся его потребностью, поэтому очень важно создать необходимые условия для своевременного развития движений и формирования необходимых двигательных навыков. Для этого и существует утренняя гимнастика.

    Вы, наверное, не раз замечали, что с самого утра в детях уже кипит энергия, вырывающаяся наружу. Они прыгают и бегают, лазают по любым конструкциям, но как только дело доходит до утренней зарядки – весь пыл угасает. Почему?

    Ответ прост. Скучно. Скучно и однообразно любому ребенку выполнять по команде давно заученный комплекс упражнений для утренней гимнастики. Неинтересно. Что же делать, чтобы ребенок воспринимал зарядку не как пытку, а как развлечение. Надо разнообразить, увлекать, интриговать – заинтересовывать.

     

    Значение утренней гимнастики для детей трудно переоценить. Зарядка – это главный шаг приучения ребенка к физкультуре. В последнее время основные увлечения детей сильно изменились (компьютер, видео игры). Такое понятие, как гиподинамия становится все более распространенным. Сидячий образ жизни, малоподвижные игры, приводят к недостатку движения, а это негативно сказывается на здоровье любого организма, тем более детского. И если взрослому легко объяснить всю пользу физкультуры, то ребенка надо увлекать. Именно поэтому очень важно проводить правильную утреннюю зарядку.

     

    Слово «зарядка» говорит само за себя. Физкультура по утрам должна заряжать не только энергией на весь предстоящий день, но положительными эмоциями. А для этого надо: встретить детей с улыбкой, проявить немного фантазии в подборе упражнений, поставить веселую музыку и ребенок с удовольствием будет выполнять упражнения для утренней зарядки.

     

    Но как бы мы не хотели сделать утреннюю гимнастику увлекательной и задорной существуют общие требования к ее проведению.

     

    1. Утренняя гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных задач.

    - Оздоровительное значение утренняя гимнастика приобретает лишь в том случае, если соблюдаются следующие принципы: оздоровительно-коррекционная направленность, индивидуальный подход, систематичность, доступность, повторяемость упражнений и их постепенное усложнение.

    - К образовательным задачам следует отнести закрепление двигательных умений и навыков, развитие двигательной памяти, обогащение  словаря специальными терминами.

    - Задачи воспитательного характера включают в себя воспитание личностно-волевых качеств, культурно-гигиенических навыков и эстетических чувств.

    2. В режиме дня дошкольного учреждения УГ проводится до завтрака. Ее продолжительность, количество выполняемых упражнений и их дозировка зависит от возрастной группы.

    3. При обзоре литературы по теме «Утренняя гимнастика» продолжительность одного комплекса варьируется  -  1 недели, 10 дней, 2 недели (здесь мы обращаем внимание на особенности детей конкретной группы, на освоение ими предлагаемых упражнений).

    4.  Для обеспечения наилучшего оздоровительного эффекта УГ следует проводить на свежем воздухе,  что мы, и делаем в летний период времени. При проведении ее в помещении следует хорошо его проветривать. Это послужит  отличной закалкой для детей. Закаливающее значение усиливается, если дети занимаются в облегченной одежде и босиком.

    5. Упражнения, использованные в УГ должны быть просты и знакомы детям (разучены заранее на физкультурном занятии). Нагрузка и интенсивность упражнений не должны вызывать утомления, ведь организм ребенка еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.

    6. «Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением только под счет для дошкольников неприемлема. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения носят игровой и имитационный характер.

    7. Хорошо если  УГ  проводится под музыку, это регулирует темп и ритм движения, способствует более четкому и правильному выполнению упражнений, вызывает положительные эмоции, создает бодрое настроение. В УГ у нас включается и пение песен, врачи считают что пение – это лучшая форма дыхательной гимнастики.

    8.  УГ  можно выполнять практически всем детям. От участия в ней освобождаются дошкольники, имеющие серьезную патологию сердечнососудистой  системы или двигательной сферы. Некоторые дети могут быть временно отстранены от зарядки по усмотрению врача или ограничены в беге и прыжках.

    9. Обычная структура утренней гимнастики следующая: вводная ходьба, бег, подскоки; затем перестроения;  общеразвивающие упражнения и в заключении  прыжки в чередовании с ходьбой.

     

     

    Немного подробнее остановимся на общеразвивающих упражнениях, они   выполняются из разных исходных положений: стоя, стоя на коленях, на четвереньках, сидя, лежа. Направлены на развитие разных групп мышц: рук,  ног, спины, пресса, плечевого пояса и производятся в определенной последовательности.  Такая смена упражнений не утомительна, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.

     

    -  Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук:

    Эти упражнения:

    ·        Способствуют выпрямлению позвоночника.

    ·        Укрепляют грудную клетку.

    ·        Развивают дыхательную мускулатуру.

     

    -  Вторая группа упражнений предназначена для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

    Эти упражнения:

    ·        Развивают эластичность основных мышечных групп.

    ·        Способствуют их растяжению и укреплению.

    ·        Стимулируют работу сердечной мышцы.

     

    -  Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.

    Эти упражнения:

    ·        Улучшают процесс пищеварения.

    ·        Развивают подвижность суставов и связок.

    ·        Способствуют профилактике плоскостопия.

     

    Систематически тренируя все группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для  питания всех клеток и тканей организма, способствуем обогащению крови кислородом.

     

             В процессе выполнения общеразвивающих упражнений развиваются: быстрота реакции, координация, умение распределять внимание, совершенствуется способность ориентироваться в пространстве,  умение согласовывать движения с действием коллектива, выполнять их точно и четко, в заданном ритме и темпе. Необходимый уровень развития двигательный качеств позволяет детям использовать двигательные навыки и умения в повседневной жизни, в быту и игре. Начиная каждое утро с зарядки, мы воспитываем у наших детей волевые качества – дисциплинированность, настойчивость, упорство, самостоятельность.

            

    А сейчас я хотела бы озвучить несколько положений, направленных на совершенствование процесса проведения утренней гимнастики в нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и другими ОВЗ.

     

    Первое положение.

             Формирование установок,  направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

             С  целью формирования осознанного отношения к своему здоровью, включаю в УГ  «Мини уроки здоровья», на которых дети получают первоначальные знания о своем теле, о профилактике заболеваний.

    Что входит в уроки здоровья?

    1.     Блиц массаж (рук, ног, спины, лица, всего тела)

    2.     Пальчиковые гимнастики

    3.     Упражнения для глаз

    4.     Разминка для ушей

    5.     Гримасы

    6.     Зарядка для губ и языка

    7.     Дыхательные игры.

    8.     Двигательная разминка.

     

    Второе положение.

    Накопление предметно-развивающей среды, направленной на удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности и развитии креативности.  Для этого использую:

    1.                Мелкие пособия:  флажки, мячи, гантели, обручи, палки, шнуры, кубики, скакалки, султанчики, погремушки, кольца и т.д., которые повышают интерес, улучшают качество движений, способствуют развитию мелкой моторики рук.

    2.                Крупное оборудование:  гимнастические лестницы, стульчики, наклонные доски, валики, маты, дуги, скамейки и др.

    3.   Разработала проект «Визуально развивающая среда в оформлении физкультурного зала – игры и упражнения  с цветными полосами».

    (Цветовая гамма  – розовый, желтый, зеленый, используемая в оформлении пособий, оборудования, стен и потолка физкультурного зала, позволяет применять специальные игры и упражнения на ориентировку в пространстве, на координацию движений, фиксацию взгляда).

    Третье положение.

             Использование инновационных технологий предусматривающих рациональное сочетание разных типов утренних гимнастик с элементами нетрадиционных форм.   Для этого в УГ включаю:

    1.     Корригирующие упражнения;

    2.     Упражнений игрового, имитационного характера;

    3.     Упражнения на тренажерах;

    4.     Гимнастика с использованием звуковых сигналов, цветовых ориентиров, карт-схем;

    5.     Танцевально-ритмическая гимнастика;

    6.     Гимнастика с элементами хореографии, стрейчинга, аэробики, др.

     

    Четвертое положение.

    Внедрение специальных коррекционных игр и упражнений, помогающих детям с нарушением зрения используя свои компенсаторные возможности, адаптироваться к условиям окружающей действительности. Это игры и задания на развитие:

      слухового и зрительного внимания;

    зрительно-моторных реакций;

    цветовосприятия и форморазличия;

    зрительно-двигательной ориентировки;

    манипулятивной деятельности рук;

    чувства равновесия и координации;

    динамики движений.

     

    Пятое положение.

             Создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка.

    Это значит, чтобы зарядка приносила радость и положительный эффект, проводить ее необходимо  в дружелюбной, доброжелательной атмосфере согласованности и взаимопонимания. А оценка педагогом двигательных возможностей – чтобы поощряла стремление детей к самосовершенствованию; способствовала развитию коммуникативных способностей, чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

     

    В заключении можно сказать, что правильная утренняя гимнастика  - это здоровье, закалка, заряд бодрости и хорошего настроения на весь предстоящий день. Делайте вместе с детьми утреннюю гимнастику и будьте здоровы!

     

    И помните: в процессе проведения утренней гимнастики воспитывается привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями.

    Категория: Из опыта работы | Добавил: Ёжка (19.06.2013)
    Просмотров: 3004 | Теги: утренняя гимнастика, дети с нарушением зрения, ОВЗ, коррекционные игры и упражнения | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: