Рекомендации по содержанию методического кабинета дошкольного образовательного
учреждения
Большое значение в эффективной организации методической работы в дошкольном
образовательном учреждении имеет организация работы методического кабинета.
Методический кабинет ДОУ многофункционален. По оформлению и хранению материалов
методического кабинета можно говорить о культуре рабочего места зам.зав. по
ВМР, его организованности.
Методический кабинет должен стать центром, обеспечивающим педагогов необходимой
информацией, средствами обучения, методическими материалами и литературой.
Методический кабинет в ДОУ – центр сбора педагогической информации.
Основным содержанием методического кабинета является программно-методическое
обеспечение и наглядно-практический материал, который распределяется по
следующим разделам:
- Нормативные и инструктивные материалы,
- Методические материалы (письмо Мин. Обр. России и края, органов управления
образованием, которые не носят нормативного характера, а являются
рекомендательными, методические разработки различных мероприятий, а самое
главное методические рекомендации по организации разных видов деятельности
с детьми, памятки).
- Литература (методическая, научная, детская, художественная, периодические
издания, различные словари, справочники),
- Дидактический и наглядно-иллюстративный материал,
- Документация по содержанию работы ДОУ.
Как видно из представленного выше содержания, книжный фонд ДОУ можно условно
разделить на книги для воспитателей и для детей.
Методическую литературу удобнее распределять по разделам, соответствующим
основным видам детской деятельности, либо по образовательным областям (можно
расположить в соответствии с 4 основными направлениями, а там уже
дифференцировать по образовательным областям). Если в дошкольном учреждении имеются
специализированные группы, следует предусмотреть место хранения разнообразных
материалов в помощь воспитателям этих групп.
Книжный фонд методического кабинета должен строго учитываться. Форма учета
может быть разной: журналы, папки, картотеки. Обязательным является ведение
каталога на периодические издания. В картотеках и каталоге необходимо указывать
не только источники, но и аннотации на статьи в журналах, новинки литературы,
рекомендации по их использованию, вывод о соответствии содержания современным
требованиям. Кроме того, следует разработать памятку для педагогов по работе с
литературой. Будет полезным, если к данной работе будут привлекаться
воспитатели, это будет способствовать развитию у них информационной
компетентности, поможет в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в книжном
фонде ДОУ.
Картотека с аннотацией должна быть составлена также и на весь
имеющийся в методическом кабинете наглядный материал. Особое внимание при этом
следует уделить картинам и иллюстрациям. К каждой картине или иллюстрации
должны быть рекомендации по содержанию работы с ними в разных возрастных
группах.
В методическом кабинете собираются и систематизируются нормативно-инструктивные
материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими
организациями, основные документы, регламентирующие образовательную
деятельность ДОУ («Международная конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об
образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в
Российской Федерации», и др. в соответствии с изменениями, происходящими в
образовательной политике РФ в настоящее время). Данные материалы должны
систематизироваться в соответствии с федеральным, региональным, городским
уровнями).
Методический материал систематизируется, как правило, по направлениям работы с
детьми. Раскладывается либо в папки, либо в коробки. Обратите внимание, чтобы
все материалы имели титульный лист, на котором указывается тема, автор, год
создания материала, № ДОУ. Недостаточно только подписать папку или коробку,
обозначив тем самым направление, с целью экономии времени педагогов, да и
зам.зав. по ВМР следует составить подробный перечень того, что находится в
каждой из них. Особое внимание необходимо уделить сбору и хранению материала в
помощь педагогам по реализации регионального компонента (консультации,
конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений, информация о народах Заполярья и их быте, символика края и города и т.д., рекомендации по
организации данной работы в соответствии с возрастными группами).
Периодически следует пересматривать содержание методического материала, убирать
старые, невостребованные материалы.
Документация по содержанию работы ДОУ включает:
- Образовательная программа ДОУ,
- анализ работы дошкольного учреждения за учебный год,
- план работы на учебный год с приложениями,
- протоколы педсоветов, малых педсоветов, психолого-медико-педагогических консилиумов, общих родительских собраний,
- справки по итогам тематического и фронтального контроля,
- документы по аттестации педагогов,
- справки по наблюдению за педагогическим процессом,
- журнал учета и движения материала,
- перспективные планы прохождения аттестации педагогов и курсов повышения
квалификации,
- планы работы творческих групп,
- план работы с начинающими воспитателями,
- план работы на месяц.
Кроме того, в методическом кабинете должны быть:
- Журнал учета посещения консультаций и др. форм методической работы,
- Сводные данные о диагностике детей, темах по самообразованию педагогов,
организации их работы с родителями,
- Схемы и методики проведения диагностики, с учетом требований ФГТ,
- Перспективные планы работы с детьми всех возрастных групп с учетом
комплексно-тематичекого планирования, интеграции образовательных
областей и особенностей развития воспитанников (инклюзивный подход).
Значительную роль в оказании помощи педагогам играет организация выставок.
Выставки в методическом кабинете могут быть как постоянно-действующие
(«Готовимся к педсовету», «Новинки литературы», «Вести из групп», «Методическая
копилка», «Информация» и т.д.), при этом постоянным является название выставки,
но не её содержание, так и эпизодические («Готовимся к смотру-конкурсу»,
«Аттестация педагогов», «Аккредитация ДОУ», к календарным праздникам, памятным
датам и т.д.).
Требования к оформлению выставок:
- Актуальность тематики,
- Педагогическая целесообразность представленного материала,
- Эстетика,
- Удобство расположения и использования,
Кроме книжного материала, журналов на выставке должны быть рекомендации по его
использованию, памятки, инструкции, наглядный материал, перечень оборудования,
схемы, чертежи, образцы поделок и т.д., должное место должны занимать
практические материалы в помощь педагогам (конспекты занятий, перспективные
планы, подборка художественного слова). На выставке также должен находиться
опыт работы педагогов (если имеется), связанный с темой выставки.
Если по теме выставки имеется нормативный или инструктивный документ (приказ,
положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения,
рекомендации воспитателям по работе с ним.
Особое внимание зам.зав. по ВМР должны обратить на оформление выставки, где
представлен передовой педагогический опыт воспитателей своего ДОУ, других ДОУ,
а также о котором пишут на страницах образовательной прессы. Его нужно
представить с обязательной аннотацией, в которой выделены наиболее ценные
приемы, и рекомендациями по использованию (что можно адаптировать в ДОУ, в
какой возрастной группе), поместить данные о педагоге (желательно с
фотографией), его деятельности. В последующем обязательно продумать формы
работы, где будут обсуждаться результаты внедрения данного опыта в практику
работы.
Периодически следует оформлять выставки в помощь воспитателям по организации
работы с родителями, которые включают как информационный материал, так и
наглядный. На одну и ту же тему можно подобрать несколько вариантов материалов.
Привлечь к данной работе можно и воспитателей, тем более, если у них совпадает
тема по самообразованию.
Для эффективного распределения времени работы методического кабинета должен
быть составлен график его работы, в котором должно быть обозначено, когда
выдаются пособия, когда проводится работа с педагогами тех или иных возрастных
групп. Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий – не формализм, а
необходимое требование научной организации труда, позволяющее экономить рабочее
время.
Учитывая современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ,
а именно реализацию интегративного подхода, считаем необходимым рекомендовать
составлять в методическом кабинете тематические картотеки. В них будет собрана
вся информация об имеющихся в методическом кабинете наглядных и дидактических
пособиях, рекомендациях, практических материалах и т.д. по определенной теме в
соответствии с возрастной группой .
Именно такой подход к оформлению картотеки позволит не только сэкономить время
педагогам к подготовке к занятиям, но и целенаправленно подбирать материал его
систематизировать, своевременно обновлять в соответствии с требованиями.
При структурировании материала методического кабинета важно прислушиваться к
мнению воспитателей, для которых он создан. Периодически следует анализировать
характер обращений педагогов. Факты для такого анализа предоставит тетрадь или
журнал выдачи методических пособий, а также анкетирование, котором могут быть
представлены следующие вопросы:
Как часто вы пользуетесь материалами метод.кабинета?-
А) часто,
- Б) скорее редко,
- В) почти не пользуюсь.
Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература(наглядные пособия и
т.д.)
- А) неудобно, трудно найти сразу,
- Б) путаюсь в разделах,
- В) удобно.
По каким разделам Вы пользуетесь материалом больше всего?
Чтобы Вы изменили в размещении материала?
Чем необходимо дополнить содержание методического кабинета?
Ваши предложения по оборудованию метод.кабинета и его расположению.
Желание педагогов посещать кабинет и пользоваться его содержимым является
определенным показателем работы зам.зав. по ВМР ДОУ.
|