Понедельник, 01.07.2024, 20:47
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа
Категории раздела
Из опыта работы [5]
Статьи, консультации, методические разработки и другие виды работ педагогического коллектива и специалистов МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 10" города Кировска Мурманской области.
Организация методической работы в детском саду [1]
Нормативно-правовые документы, методические рекомендации и требования регламентирующие и определяющие работу методического кабинета ДОУ и старшего воспитателя
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Организация методической работы в детском саду

    Как организовать работу методического кабинета в ДОУ



    Рекомендации по содержанию методического кабинета дошкольного образовательного учреждения



    Большое значение в эффективной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении имеет организация работы методического кабинета.

    Методический кабинет ДОУ многофункционален. По оформлению и хранению материалов методического кабинета можно говорить о культуре рабочего места зам.зав. по ВМР, его организованности.

    Методический кабинет должен стать центром, обеспечивающим педагогов необходимой информацией, средствами обучения, методическими материалами и литературой.

    Методический кабинет в ДОУ – центр сбора педагогической информации.



    Основным содержанием методического кабинета является программно-методическое обеспечение и наглядно-практический материал, который распределяется по следующим разделам:

    • Нормативные и инструктивные материалы,
    • Методические материалы (письмо Мин. Обр. России и края, органов управления образованием, которые не носят нормативного характера, а являются рекомендательными, методические разработки различных мероприятий, а самое главное методические рекомендации по организации разных видов деятельности с детьми, памятки). 
    • Литература (методическая, научная, детская, художественная, периодические издания, различные словари, справочники),
    • Дидактический и наглядно-иллюстративный материал,
    • Документация по содержанию работы ДОУ.


    Как видно из представленного выше содержания, книжный фонд ДОУ можно условно разделить на книги для воспитателей и для детей.

    Методическую литературу удобнее распределять по разделам, соответствующим основным видам детской деятельности, либо по образовательным областям (можно расположить в соответствии с 4 основными направлениями, а там уже дифференцировать по образовательным областям). Если в дошкольном учреждении имеются специализированные группы, следует предусмотреть место хранения разнообразных материалов в помощь воспитателям этих групп.

    Книжный фонд методического кабинета должен строго учитываться. Форма учета может быть разной: журналы, папки, картотеки. Обязательным является ведение каталога на периодические издания. В картотеках и каталоге необходимо указывать не только источники, но и аннотации на статьи в журналах, новинки литературы, рекомендации по их использованию, вывод о соответствии содержания современным требованиям. Кроме того, следует разработать памятку для педагогов по работе с литературой. Будет полезным, если к данной работе будут привлекаться воспитатели, это будет способствовать развитию у них информационной компетентности, поможет в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в книжном фонде ДОУ.

    Картотека с аннотацией должна быть составлена также и на весь имеющийся в методическом кабинете наглядный материал. Особое внимание при этом следует уделить картинам и иллюстрациям. К каждой картине или иллюстрации должны быть рекомендации по содержанию работы с ними в разных возрастных группах.

    В методическом кабинете собираются и систематизируются нормативно-инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями, основные документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОУ («Международная конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», и др. в соответствии с изменениями, происходящими в образовательной политике РФ в настоящее время). Данные материалы должны систематизироваться в соответствии с федеральным, региональным, городским уровнями).

    Методический материал систематизируется, как правило, по направлениям работы с детьми. Раскладывается либо в папки, либо в коробки. Обратите внимание, чтобы все материалы имели титульный лист, на котором указывается тема, автор, год создания материала, № ДОУ. Недостаточно только подписать папку или коробку, обозначив тем самым направление, с целью экономии времени педагогов, да и зам.зав. по ВМР следует составить подробный перечень того, что находится в каждой из них.

    Особое внимание необходимо уделить сбору и хранению материала в помощь педагогам по реализации регионального компонента (консультации, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений, информация о народах Заполярья и их быте, символика края и города и т.д., рекомендации по организации данной работы в соответствии с возрастными группами).

    Периодически следует пересматривать содержание методического материала, убирать старые, невостребованные материалы.

    Документация по содержанию работы ДОУ включает:

    • Образовательная программа ДОУ,
    • анализ работы дошкольного учреждения за учебный год,
    • план работы на учебный год с приложениями,
    • протоколы педсоветов, малых педсоветов, психолого-медико-педагогических консилиумов, общих родительских собраний,
    • справки по итогам тематического и фронтального контроля,
    • документы по аттестации педагогов,
    • справки по наблюдению за педагогическим процессом,
    • журнал учета и движения материала,
    • перспективные планы прохождения аттестации педагогов и курсов повышения квалификации,
    • планы работы творческих групп,
    • план работы с начинающими воспитателями,
    • план работы на месяц.



    Кроме того, в методическом кабинете должны быть:

    • Журнал учета посещения консультаций и др. форм методической работы,
    • Сводные данные о диагностике детей, темах по самообразованию педагогов, организации их работы с родителями,
    • Схемы и методики проведения диагностики, с учетом требований ФГТ,
    • Перспективные планы работы с детьми всех возрастных групп с учетом комплексно-тематичекого планирования, интеграции образовательных областей и особенностей развития воспитанников (инклюзивный подход).



    Значительную роль в оказании помощи педагогам играет организация выставок. Выставки в методическом кабинете могут быть как постоянно-действующие («Готовимся к педсовету», «Новинки литературы», «Вести из групп», «Методическая копилка», «Информация» и т.д.), при этом постоянным является название выставки, но не её содержание, так и эпизодические («Готовимся к смотру-конкурсу», «Аттестация педагогов», «Аккредитация ДОУ», к календарным праздникам, памятным датам и т.д.).

    Требования к оформлению выставок:

    • Актуальность тематики, 
    • Педагогическая целесообразность представленного материала,
    • Эстетика,
    • Удобство расположения и использования,


    Кроме книжного материала, журналов на выставке должны быть рекомендации по его использованию, памятки, инструкции, наглядный материал, перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок и т.д., должное место должны занимать практические материалы в помощь педагогам (конспекты занятий, перспективные планы, подборка художественного слова). На выставке также должен находиться опыт работы педагогов (если имеется), связанный с темой выставки.

    Если по теме выставки имеется нормативный или инструктивный документ (приказ, положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателям по работе с ним. 

    Особое внимание зам.зав. по ВМР должны обратить на оформление выставки, где представлен передовой педагогический опыт воспитателей своего ДОУ, других ДОУ, а также о котором пишут на страницах образовательной прессы. Его нужно представить с обязательной аннотацией, в которой выделены наиболее ценные приемы, и рекомендациями по использованию (что можно адаптировать в ДОУ, в какой возрастной группе), поместить данные о педагоге (желательно с фотографией), его деятельности. В последующем обязательно продумать формы работы, где будут обсуждаться результаты внедрения данного опыта в практику работы. 

    Периодически следует оформлять выставки в помощь воспитателям по организации работы с родителями, которые включают как информационный материал, так и наглядный. На одну и ту же тему можно подобрать несколько вариантов материалов. Привлечь к данной работе можно и воспитателей, тем более, если у них совпадает тема по самообразованию.

    Для эффективного распределения времени работы методического кабинета должен быть составлен график его работы, в котором должно быть обозначено, когда выдаются пособия, когда проводится работа с педагогами тех или иных возрастных групп. Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий – не формализм, а необходимое требование научной организации труда, позволяющее экономить рабочее время.

    Учитывая современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ, а именно реализацию интегративного подхода, считаем необходимым рекомендовать составлять в методическом кабинете тематические картотеки. В них будет собрана вся информация об имеющихся в методическом кабинете наглядных и дидактических пособиях, рекомендациях, практических материалах и т.д. по определенной теме в соответствии с возрастной группой . 

    Именно такой подход к оформлению картотеки позволит не только сэкономить время педагогам к подготовке к занятиям, но и целенаправленно подбирать материал его систематизировать, своевременно обновлять в соответствии с требованиями.

    При структурировании материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Периодически следует анализировать характер обращений педагогов. Факты для такого анализа предоставит тетрадь или журнал выдачи методических пособий, а также анкетирование, котором могут быть представлены следующие вопросы:


    • Как часто вы пользуетесь материалами метод.кабинета?
    • А) часто,
    • Б) скорее редко,
    • В) почти не пользуюсь.

    • Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература(наглядные пособия и т.д.)
    • А) неудобно, трудно найти сразу,
    • Б) путаюсь в разделах,
    • В) удобно.

    • По каким разделам Вы пользуетесь материалом больше всего?

    • Чтобы Вы изменили в размещении материала?

    • Чем необходимо дополнить содержание методического кабинета?

    • Ваши предложения по оборудованию метод.кабинета и его расположению.



    Желание педагогов посещать кабинет и пользоваться его содержимым является определенным показателем работы зам.зав. по ВМР ДОУ.

    Категория: Организация методической работы в детском саду | Добавил: Ёжка (17.02.2013)
    Просмотров: 11974 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0