Мультимедийное
игровое занятие по теме : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков
[л]-[р]»
Цель:
Упражнять детей в различении звуков [л]-[р] в словах, фразовой речи; учить
слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Ход
занятия
Воспитатель читает рассказ Е.И. Чарушина
«Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Примечание: Слово «букву» заменить на
слово «звук».
Воспитатель: Из всех звуков звук [р] –
самый трудный коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих
ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить»
этот звук. Какой звук вместо звука р выговаривает Женя. Кто услышал? (ответы
детей). Кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (ответы
детей).
Воспитатель
уточняет: Сегодня мы будем учиться
различать звуки [л]-[р] и правильно выговаривать их.
Слайд
2. Артикуляционная гимнастика: заборчик, лошадка,
вкусное варенье, конфета, почистим зубки.
Слайд
3. Воспитатель: Внимание! Сейчас я буду произносить
слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (дети выполняют
движение кистью, а воспитатель показывает рыбку на слайде 3), если услышите
звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик» (дети звонят в воображаемый колокольчик,
а воспитатель показывает колокольчик на слайде 3).
ЛАПА, РЫБА, ЛЕЙКА, РАК, УЛЫБКА, ТОРТ,
РОЗА, ВОЛК
Слайд
4. Воспитатель: Отгадайте загадку (воспитатель
открывает слайд 4 и щелчком открывает картинки)
Не
царь, а в короне,
Не
всадник, а со шпорами,
Не
сторож, а всех будет.
(Петух)
Слайд
5.
Дети отгадывают загадку, и воспитатель открывает слайд 5. Правильно! Это петух!
Слайд
6. Воспитатель: Внимание! Сейчас вы будете называть те
слова со звуком [р], которые встретились в загадке, а я буду убирать пирамидку
за каждое правильно названное слово (ответы детей)
Слайд
7. Физминутка. Воспитатель показывает упражнения,
сопровождая словами:
Все
движения разминки повторяем без запинки!
Эй!
Попрыгали на месте.
Эх!
Руками машем вместе.
Эхе
- хе! Прогнули спинки,
Посмотрели
на ботинки.
Эге
– ге! Нагнулись ниже
Наклонились
к полу ближе.
Повертись
на месте ловко.
В
этом нам нужна сноровка.
Что,
понравилось, дружок?
Завтра
будет вновь урок!
Слайд
8. Воспитатель: Внимание следующая игра! Поселите в домик
картинку в названии которой есть звук [р] (ответы детей).
Слайд
9. Воспитатель: Внимание следующая игра! Определите
позицию звука в слове РАК (ответы детей).
Слайд
10. Определите
позицию звука в слове ЧЕРЕПАХА (ответы детей).
Слайд
11. А
теперь нарисуйте у себя на листах бумаги решетку и определите самостоятельно
позицию звука [р] в слове КОВЕР и с помощь фломастера красного цвета нарисуйте
кружок в той клеточке где по вашему мнению слышится звук [р] (дети
самостоятельно на листках бумаги чертят решетку, определяют позицию звука [р] и
фломастером красного цвета рисуют кружок в той клеточке где по их мнению
находится звук, а затем вместе с воспитателем проверяют выполненное задание на
слайде 10).
Для закрепления звука [р] можно
использовать скороговорку:
Тигры
время коротали,
Вместе
с громом рокотали.
Список литературы:
1. Гербова В.В. «Занятия по развитию
речи в старшей группе детского сада. Планы занятий».- М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.-
114с.
|