Понедельник, 01.07.2024, 20:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа
Категории раздела
Из опыта работы [5]
Статьи, консультации, методические разработки и другие виды работ педагогического коллектива и специалистов МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 10" города Кировска Мурманской области.
Организация методической работы в детском саду [1]
Нормативно-правовые документы, методические рекомендации и требования регламентирующие и определяющие работу методического кабинета ДОУ и старшего воспитателя
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Из опыта работы

    Игра — средство ознакомления с природой Севера: из опыта работы с детьми с ОВЗ.

    Игра — средство ознакомления с природой Севера:

    из опыта работы с детьми с ОВЗ.

     

    Лапенкова Татьяна Алексеевна,

    воспитатель МБДОУ «Детский сад

    комбинированного вида № 10 г. Кировска»

     

     «Все мы дети Природы. И с малых

    лет человек должен познавать ее

    и непременно любить.

    Оберегать, разумно пользоваться,

    быть действительно созидающей,

    а не губительной частью мира».

    А.М. Потапова

    В группе для детей с нарушением зрения работаю 14 лет. Сейчас это разновозрастная группа. Поэтому к каждому ребёнку подхожу индивидуально в зависимости от возраста, уровня развития и состояния зрения. В группе 12 детей:

    слабовидящих - 5 человек;

    косоглазие - 3;

    амблиопия-5;

    тяжёлые нарушения речи - 8;

    ОДА-4.

    Поэтому нас волнует как умственное развитие детей, так и их здоровье. Большинство детей, кроме нарушения физического развития имеют следующие проблемы:

    ·        в протекании психических процессов (как правило, у них низкий уровень мышления, воображения, памяти);

    ·        у детей затруднена ориентировка в пространстве;

    ·        часть из них гиперактивна (Дима, Кирилл, Серёжа, Алина);

    ·        другая половина скована (Аня, Маша, Полина, Никита), не уверена в себе, снижена двигательная активность.

    Стоит немалых усилий привлечь таких детей к игре, чтобы научить понимать явления природы, их взаимосвязь, познакомить с природой родного края. Основным дидактическим материалом для ознакомления с природой Севера должен стать реальный окружающий мир. Чем богаче сенсорный опыт детей, тем более достоверными и адекватными становятся их представления об окружающей среде. Знакомство с этим миром должно быть поэтапным, последовательно усложняющимся на конкретных живых примерах, с разнообразной наглядностью. Проведя обследование детей, поставила перед собой следующие задачи:

    1.                  Развивать мышление и познавательные способности детей:

    -         анализировать (наблюдать за объектами природы, рассматривать и изучать строение живых объектов, систематизировать полученные знания);

    -         сравнивать (находить сходство и различие разных природных объектов);

    -         уметь устанавливать взаимосвязи (выделять способы приспособления растений и животных к сезону и среде обитания).

    2.                  Закреплять у детей осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы Севера, которые составляют их непосредственное окружение:

    -       учить использовать полученные знания в реальной жизни в разнообразной деятельности (в играх, в труде, в быту);

    -       беречь природу Родного края.

    3.     Учитывая особенности развития детей с нарушением зрения, всю работу строить на полисенсорной основе:

    -  развивать сохранные анализаторы;

    -   корригировать вторичные отклонения.

    Далее определила направления работы.

    1.                  Изучить литературу по проблеме.

    2.                  Провести обследование детей с целью выявления уровня развития мышления и творческого воображения (2 раза в год).

    3.                  Создать условия коррекционно-развивающей и экологической среды в группе.

    4.                  Разработать перспективный план на год.

    5.                  Составить ряд конспектов по данной проблеме.

    6.                  Создать картотеку игр.

    7.                  Работать с родителями в данном направлении.

    Ежедневно нахожусь в поиске, как лучше организовать свободное время детей, при этом, не нарушив основных принципов: доступности, системности, наглядности, научности и в тоже время соблюсти зрительный и охранительный режим, чтобы не было перегрузки. Поэтому работу провожу в игровой форме. Считаю, что игра это основное средство первоначального обучения. Руководя игрой, играя с детьми, воспитываю активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить. А это всё содействует умственному и общему развитию ребёнка.

    Разработала перспективный план на год по трем игровым разделам.

    1. КОРРЕКЦИОННЫЕ (на коррекцию зрения, речи, психических процессов, моторики) (Приложение 1).

                        Игра «Разложи по размеру».

    Ребёнку даётся карточка с изображением животных Севера одинакового размера и предлагается разложить фишки.

                        Игра «Без чего не бывает?».

    Детям даётся ряд картинок и карточка, которая их объединяет, нужно выбрать два предмета, без чего не бывает того, что изображено на общей картинке.

    Тундра (растение, лемминг, песец, земля) растение, земля.

    Река (берег, рыбы, тина, рыболов, вода) берег, вода.

    Лес (лист, ель, охотник, дерево, кустарник) дерево, кустарник.

    Эта игра позволяет развивать мыслительные функции, в частности анализ, речь.

    Экологическая задача: закреплять знания об объекте (тундра): что растёт, свойства земли, кто обитает.

                        Игра «Данетка».

    Детям предлагается «модель окружающего мира», нужно отгадать задуманный предмет с помощью конкретных вопросов.

    Природный мир? Рукотворный мир? Первый вопрос обязательно должен выявить принадлежность задуманного объекта к природному или рукотворному миру. Игра позволяет развивать мышление, творческое воображение. Систематизировать накопленные детьми знания и опыт.

    Экологическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи, выстраивать цепочки питания в соответствии с их натуральной величиной.

                        Лабиринты.

    Они позволяют развивать глазомер, оптико-моторную координацию, прослеживающую функцию глаза.

    Экологическая задача: дифференцировать домашних и диких животных.

                        Игра «Помоги муравью».

    Позволяет развивать глазомер, внимание, прослеживающую функцию глаза, моторику.

    Экологическая задача: закрепить название насекомых, их польза, где живёт, чем питается (лист с заданием вставляется в файл, ребенок рисует фломастером, затем всё это можно стереть и использовать снова).

                        Игра «Дорисуй».

    Позволяет развить чувство симметрии, глазомер, моторику, хорошо работает как подготовка к предметному рисованию.

    Экологическая задача: закрепить названия деревьев, условий роста, польза людям, животным, как беречь деревья.

                        Игра «Дорисуй по точкам».

    Выполняется на конторке, стоя (для профилактики сколиоза). Решаются те же самые задачи: коррекция зрения и речи, а так же экологические, согласно лексической теме (в данном случае «Морские животные»: тюлень - части тела, повадки, для чего нужны глаза, хвост и т.д.) рекомендуется слабовидящим детям и детям с более низкой остротой зрения.

                        Игра «Обводка через кальку».

    Сначала нужно узнать, что нарисовано под калькой, рассказать, где живёт, чем питается, польза, затем обвести, можно раскрасить. Дети очень любят этот вид работы, так как получают великолепный результат, независимо от навыков в рисовании.

    Это также обводка через кальку, но с усложнением, чтобы получился рисунок нужно соединить точки по порядку от 1 до 10.

    Экологическая задача: согласно лексической теме. В данном случае деревья - это ель, где растёт, польза людям и животным; по окончании предложить раскрасить.

                        Игра «С какого дерева листочек?».

    Здесь мы развиваем прослеживающую функцию глаз, готовим руку к письму (линию нужно провести без отрыва).

    Экологическая задача: закрепляем знания о различных видах деревьев Кольского полуострова, развиваем мышление, умение сравнивать, соотносить цвет и форму листьев с название дерева, устанавливать связь со временем года.                                

                        Игра «Граффити».

    Очень нравится детям. Они без особых усилий получают изображение с помощью восковых мелков, затем это изображение можно раскрасить. Учатся узнавать на ощупь различных животных и птиц. После такой работы трудно перепутать животных. Здесь включаются сохранные анализаторы - один из принципов коррекционной работы. Узнав животное, можно придумать о нём рассказ по специальным схемам.

                        Игра «Золушка».

    Она, несмотря на свою простоту, позволяет решать много коррекционных задач. Это, прежде всего развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, повышает остроту зрения и развитие прослеживающей функции глаза. Основа - натуральный материал: шишки, камешки, ракушки.

                        Игра «Рисуем на песке».

    Можно рисовать на сухом, мокром песке. Рисуем пальчиком, стекой или острой палочкой. Дети очень любят эти игры. Они расслабляют, успокаивают. Ребёнок может применить своё воображение и творчество. Можно рисовать растения, животных, сюжетные картины, украсить камешками, ракушками по своему желанию.

    Экологическая задача: с учётом темы для сюжетных картин даём большие подносы с песком.

                        Игра «Что напутал художник?».

    Развиваем логическое мышление, зрительный гнозис, речь. Кроме того, эта игра развивает творческое воображение: придумать название такому животному, где бы он мог жить, чем питаться. Например, белзай — это белка с головой зайца, может жить в дупле на дереве, но кушать морковку.

                        Игра «Угадай животное, которое спряталось».

    Широко используем различные занимательные картинки, конечно в соответствии с темой. Это задание также направлено на развитие зрительных функций, заставляет детей приглядываться, развивает гнозис, речь.

    Экологическая задача: ознакомление с животными, средой обитания, с классификацией.

    2. НАСТОЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (Приложение 2).

    (на развитие мышления, памяти, воображения, зрительного восприятия, моторики)

                        Игра «Умные сказки и рассказы».

    Великолепная игра на материале произведений художественной литературы. Это сказок «Сампо - лопаренок», «Как весна на Север пришла», «Не бойся пурги», рассказов: «Тундра проснулась», «В краю поющих сугробов». В этой игре формируется ориентировка детей во времени, начиная от времени года до частей суток. Прослеживается взаимосвязь временных отношений. Закрепляются знания северного фольклора, стихов поэтов Севера. Дают возможность познакомить детей с традициями народов Севера.

                        Игра «Времена года».

    Эта дидактическая игра на закрепление основных признаков каждого времени года. В процессе игры у детей развивается мышление, речь, они соотносят, анализируют, дифференцируют изображение на иллюстрации и выкладывают соответствующие им карточки.

                        Игра «Летняя экспедиция на побережье».

    Знакомит детей с суровым климатом Севера, животными, их приспособляемостью к трудным условиям жизни с растительностью тундры. Дает представления о профессии исследователя Севера.

                        Игра «Зимняя экспедиция - на северный полюс». Расширяются и укрепляются знания о природе северного края, о полярной ночи, северном сиянии, трудной работе полярников.

                        Игра «Логический экран».

    Ценность этой игры в том, что ребенок может сам проверить себя. Выполняет задание, переворачивает лист и проверяет правильность выполнения. Карточки имеются по всем лексическим темам. Например, «Животные» - всего 12 животных - 4 из них живет на севере, ребенок ставит фишки, затем переворачивает лист и если фишки с обозначенными животными совпадают - задание выполнено правильно.

    3. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (Приложение 3).

    Здесь действует основной принцип воспитания детей с проблемами развития - ребенок лучше усваивает материал, запоминает в процессе выполнения движений.

    С учетом этого принципа я разработала серию конспектов, где подвижные игры подбирались по лексическим темам (Приложения 4,5) с экологическим содержанием. Например, лексической теме «Птицы» соответствуют такие игры: «Сова», «Сокол и лиса», «Сова и лемминги» и т.д. В этих играх закрепляются знания детей о питании животных, их повадках, кроме того, используемый метод эмпатии позволяет ребенку вживаться в образ того или иного животного.

    Лексическая тема «Домашние животные» игры «Оленьи упряжки», «Важенка и оленята», «На новое стойбище» и т.д.

    Эти игры создают у детей общее радостное настроение, вызывают чувство удовлетворения, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. Ловкость, смелость, чувство дружбы и товарищества - вот те качества, которые формируются в подвижных играх.

    Вышеперечисленные экологические игры формируют основы экологической культуры, помогают ребенку осознать себя как часть окружающей природы, учат бережно относиться к ней, обогащают духовный мир.

    Наша работа нашла отклик у родителей:

                        Мы вместе изготавливаем кормушки для птиц

                        Родители с большим удовольствием принимают участие в тематических экскурсиях, походах

                        Вместе с детьми изготавливают атрибуты и костюмы к экологическим праздникам

                        Совместными усилиями детей, педагогов и родителей нашей группы оформили выставку работ: «Прогулка в парк в выходной день»

                        Традиционным стал КВН между детьми и родителями «Знатоки природы Севера»

    Информацию для родителей по вопросам экологического воспитания детей довожу с помощью сменных консультаций в родительском уголке, папок передвижек.

    В начале года провожу анкетирование родителей по выявлению понятия актуальности данной темы, а в конце года по результатам моей работы с детьми.

    В заключение хочу сказать: работа с детьми, имеющими нарушения, трудная, но интересная. Изо дня в день я вижу свои результаты, они бывают радостными или наоборот, поэтому приходится искать новые подходы, формы, методы, чтобы дети чувствовали комфортно и уютно, лучше познали и полюбили родной край, стали любознательными и коммуникабельными.

    Свое выступление хочу закончить словами народной мудрости:

    Доброе сердце - это ваш сад.

    Добрые мысли - это корни.

    Добрые слова – цветы.

    Добрые дела – плоды.

    Заботьтесь же о своем саде,

    не позволяйте ему зарастать сорняками,

    наполняйте солнечным светом,

    добрыми мыслями, словами, делами.

    Категория: Из опыта работы | Добавил: Ёжка (19.06.2013)
    Просмотров: 1338 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: